Главная страница Дворцовая площадь
Зимний дворец
Памятник Петру 1
 Исаакиевский собор
Казанский собор
Храм Воскресения Христова
Блокада Ленинграда
900 дней
Фотоальбом
С. Петербург и пригороды
 
Невский проспект, Аничков мост



























  Главная магистраль нашего города протянулась более чем на четыре километра от Адмиралтейского пр. и Дворцовой пл. до Площади Александра Невского. Начинаясь почти от Невы и снова выходя
к ней, Невский пр. как бы стягивает крутую излучину реки. Строгие ряды домов прерываются
живописными панорамами рек, широкими пространствами площадей, неразрывно связанных сс проспектом. Рождение улицы относится к начальной поре Петербурга.
В 1710-х гг. по заболоченной местности были проложены две дороги соединившие с одной
стороны Адмиралтейство и Александра Невский монастырь (с 1797 г. - лавра) со старинным
Новгородским трактом, проходящая примерно по трассе современного Лиговского пр.
"Большая першпективная дорога" оконченная к 1719 г. служила главным въездом в северную столицу, через два десятилетия ей было дано наименование Невской проспективы - по монастырю к которому она вела, а с конца 18 века - проспект. Два участка не совпадали по осям и не
стыковались друг с другом. Для того чтобы трасса стала единой в 1730 -х гг. начали прокладывать
 новую проспективу. Её не удалось довести до монастыря но на этой линии возникли Гончарная и Тележная ул. , а отрезок проспекта между современными пл. Восстания и Александра Невского получил название Старо - Невский. Лишь в 1760-х гг. обе части улицы были соединены.
В месте их соединения образовался излом - единственный на всём протяжении магистрали.
В первой половине 8 века Невская проспектива застраивалась только до р. Фонтанки - границы города. 1 Дом стояли с промежутками, между ними находились сады и пустые участки В 1760 -х гг.
по проекту А. В. Квасова были распланированы новые кварталы на территории Адмиралтейского луга, определившие начало улицы. С этого времени здания строились "сплошною фасадою".
Проспект стал главной улицей столицы. Застройка периода классицизма оставила здесь самый
значительный след. В первой трети позапрошлого столетия сложился целый и гармоничный ,
строгий и торжественный ансамбль проспекта и прилегающих к нему площадей.



Одним из первых в 1715 году на Фонтанке построили Аничков мост. Название он получил от примыкавшей к нему Аничковой слободы, построенной подполковником М.О.Аничковым. Это был деревянный мост, в 1726 году его переделали в подъемный, и он долгое время служил караульным местом, где проверяли паспорта у лиц въезжающих в столицу. В царствование Екатерины II, Аничков мост был уже каменным, в два свода, между сводами была подъемная часть с четырьмя колоннами и восьмью фонарями, его строительством занимался генерал Модерах, который позднее стал пермским губернатором. При восшествии на престол Николая I был задуман проект украшения пристани Адмиралтейства скульптурами "Укрощение коней". Разработка проекта была поручена П.Клодту. Петр Карлович Клодт сын генерала, участника Отечественной войны 1812 года, родился в Петербурге в 1805 году. Способности к скульптуре проявились у него в раннем возрасте, но только в 1828 году он начинает посещать Академию художеств в качестве вольнослушателя. Первой ответственной работой Клодта было исполнение в 1833 году колоссальных моделей коней для скульптурной группы, венчающей Нарвские триумфальные ворота. Предвосхищая знаменитые конные группы на Аничковом мосту, кони Нарвских ворот отличаются большой живостью, легкостью движений и показывают превосходное знание скульптором анатомии лошади. В противоположность могучим коням на арке Главного штаба, которые устремляются вперед почти параллельно друг другу, шестерка коней Клодта представлена как бы останавливаемой на всем скаку, с более легким веерообразным разворотом коней в пространстве, с учетом, что Нарвские триумфальные ворота стояли в то время посередине незастроенной территории. В 1832 году Клодт приступил к работе по украшению пристани Адмиралтейства, но испытывал неудовлетворенность избранным императором Николаем местом установки. Сделав макет Аничкова моста со скульптурами, Клодт сумел убедить императора установить их на мосту. В этих прославленных группах скульптор последовательно изобразил различные стадии укрощения необъезженного коня. Общая тема этих произведений может быть определена как борьба воли разума человека со стихийными силами природы. Поверженный наземь при первой попытке обуздать животное, человек, в конечном счете, все же становится победителем. В последней по замыслу группе он уверенно выступает рядом с подчинившимся ему конем. К отливке первых двух групп "Укрощение коня" в 1836 году приступил Василий Петрович Екимов, которому русское искусство обязано отливкой многих творений величайших мастеров русской скульптуры (Шубина, Козловского, Мартоса, Щедрина, Прокофьева и других). В 1838 году Екимов умер, и его смерть временно прервала начатую работу. Достойным преемником Екимова стал Клодт, назначенный руководителем литейных мастерских Академии художеств. В лице Клодта мы видим редкий пример, когда видный скульптор одновременно является и опытным специалистом по литейному делу. В ноябре 1841 года две скульптурные группы установлены на западных устоях Аничкова моста (со стороны Адмиралтейства). На восточных были установлены аналогичные, но из гипса, окрашенного под бронзу. Окончание работ этого скульптурного ансамбля несколько затянулось, ваятель дважды повторял скульптуры в бронзе, но император отравлял их в подарок то прусскому королю в Берлин, то в Неаполь - королю обеих Сицилий. При необходимости в третий раз отливать одни и те же модели Клодт решил развить тему и конец сделать началом. Он выполнил две скульптуры с новым замыслом - начало попытки обуздать коня. С тех пор, скульптурный комплекс Аничкова моста по оригинальности замысла, выразительности, мастерству исполнения не имеет равных в мировой истории монументальной пластики.
       
Сайт управляется системой uCoz