Главная страница Дворцовая площадь
Зимний дворец
Памятник Петру 1
 Исаакиевский собор
Невский проспект
Аничков мост
Блокада Ленинграда
900 дней
Фотоальбом
С. Петербург и пригороды
Казанский собор, Дом книги, Храм Воскресения Христова









 











     Казанский собор- одна из вершин архитектуры высокого классицизма и блестящий образец высочайшего искусства.
Строительство Казанского собора было начато 27 августа 1801 года. До этого на участке около Невского проспекта стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1733 - 1737 годах по проекту архитектора М. Г. Земцова. В ней находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, привезенная из Москвы в Петербург по приказу Петра 1.Строительство собора было поручено архитектору Воронихину.
На возведение собора понадобилось десять лет. Собор строился усилиями преимущественно русских мастеров. Были задействованы тысячи рабочих. Строительные работы велись круглосуточно в крайне тяжелых условиях.
Перед Воронихиным стояла непростая задача: согласно церковным канонам, алтарь храма должен быть ориентирован на восток, соответственно, главный вход и фасад - на запад. Следуя этим канонам, получалось, что собор будет обращен к главной магистрали Петербурга, Невскому проспекту, не фасадом, а боком. Воронихин блестяще справился с этой проблемой, украсив северный фасад собора колоннадой, повернутой к Невскому проспекту. По замыслу зодчего, еще одна такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма, но планы Воронихина не были воплощены в жизнь.
В 1811 году строительство было завершено величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге, украсил город. Высота собора достигала 71,5 метров. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая.
Большую роль в судьбе собора сыграла Отечественная война 1812 года. Храм, построенный первоначально для чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны и стал своего рода музеем воинской славы. В 1813 году в Казанском соборе было решено похоронить фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Благодаря этому событию мемориальное значение собора еще больше возросло.
В 25-ю годовщину победы над Наполеоном, В 1837 году, перед собором были установлены памятники фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Выполненные по моделям скульптора Б. И. Орловского, они очень органично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора.
После революции 1917 года собор был отобран у православной церкви. В 1932 году в нем был открыт Музей истории религии и атеизма
Дата 4 ноября 1990 года вошла в историю собора как день его возрождения. Тогда в праздник Казанской иконы Божьей Матери в здании собора была отслужена Божественная литургия. Ныне Казанский собор является кафедральным православным собором С. Петербурга.
   Важный акцент в силуэте Невского пр. угловая башня дома книги, расположенная на пересечении проспекта с каналом Грибоедова. Представительное сооружение с большими окнами - витринами, гранитной облицовкой и бронзовыми украшениями, было возведено для американской компании швейных машин "zinger" в 1902 - 1904 гг. по проекту П. Ю. Сюзора, автор скульптурного убранства А. Г. Адамсон. При постройке впервые в Петербурге применён металлический каркас.
   С правой стороны Невского проспекта на канале Грибоедова возвышается нарядный Храм Воскресения Христова.
 Его сложный живописный силуэт, многокрасочное убранство воспринимается
резким контрастом классицистическим ансамблям.
Здание было возведено в 1883 - 1907 гг. как Храм - памятник на месте, где 1 марта 1881 года было совершено
покушение на Александра 2 ,поэтому бытовало и второе его название - "Спас на крови"
Здание Храма представляет интерес как программный образец архитектуры "русского стиля" и уникальный памятник монументально декоративного исскуства. Автор проекта арх. А. А. Парланд переработал
композиционные приёмы и формы древнего Московского и Ярославского зодчества 17 века. К основному
объему увенчанному пятиглавием примыкают колокольня с золотым куполом, два крыльца и три апсиды.
Центральный шатёр достигает высоты 81 метр. Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным
кирпичом и разноцветной плиткой, Они буквально испещрены декором - фигурными наличниками и
кокошниками, поясками и изразцами.
Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным ансамблем его мозаик.
Они создавались мозаичной мастерской А. А. и В. А. Фроловых по оригиналам многих художников.
Если на фасадах мозаика включена в кокошники и в ниши, то внутри она сплошь покрывает стены,
столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов.

           
 
         
Сайт управляется системой uCoz